!
фНерегулируемый пешеходный переход (без светофора)

  1. Остановись у края проезжей части.
  2. Посмотри налево, направо и снова налево.
  3. Убедись, что все машины остановились и пропускают.
  4. Начинай переход только после этого.
  5. Во время перехода продолжай следить за дорожной обстановкой.
фффРегулируемый пешеходный переход

  • Оснащён пешеходным светофором (красный и зелёный сигналы);
  • Пешеходы обязаны следовать именно пешеходному светофору;
  • Если пешеходного светофора нет — ориентироваться аа на транспортный (красный, жёлтый, зелёный).

фффПравила перехода

  • Переходить дорогу только на зелёный сигнал;
  • На красный — категорически нельзя, даже если машин нет;
  • Зелёный — это разрешение, но не гарантия безопасности.
!
фНерегулируемый пешеходный переход (без светофора)

  1. Остановись у края проезжей части.
  2. Посмотри налево, направо и снова налево.
  3. Убедись, что все машины остановились и пропускают.
  4. Начинай переход только после этого.
  5. Во время перехода продолжай следить за дорожной обстановкой.
!
!
!
!
!
!
!
!
!
Наш следующий объект на Красной линии – так называемый «Второй дом Горсовета» или «Дом Чекиста». До начала Великой Отечественной войны этот жилой комплекс считался самым престижным в городе, здесь проживало партийные руководители и высший командный состав областного НКВД. Здания комплекса строились в 1928–1932 годы. Проект в стиле конструктивизма был выполнен архитекторами Иваном Павловичем Антоновым
и Вениамином Дмитриевичем Соколовым, которые также проектировали «Жилкомбинат НКВД» (знаменитый «Городок чекистов»).

Жилой комплекс состоит из двух частей: П-образного здания разной этажности (4 и 5 этажей) и 11-ти этажного здания высотой 45 метров. Главный дом комплекса стал первым высотным зданием Свердловска и долго считался «главным небоскребом Урала».

Архитектурный стиль «Дома Чекиста» можно определить, как конструктивизм с упрощенными элементами неоклассики и советского ар-деко. В «Доме Чекиста» использовались самые современные технологии и инженерные решения – так в здании были установлены первые в городе лифты,
а квартиры были оборудованы центральным отоплением, подачей горячей и холодной воды, отдельными ванными комнатами и туалетами. Газа поначалу еще не было, поэтому для приготовления еды были оборудованы топившиеся углем печи. Печи в доме использовались вплоть до 1950-х годов.

Еще один интересный факт – в «Доме Чекиста», в период с 1972 по 1977г. проживал со своей семьей первый Президент России Б. Н. Ельцин.
2. Второй Дом Советов («Дом Чекиста»)
Красная линия ведет нас дальше, мы переносимся из 1930-х в 1970-е годы. Здесь проживали купцы, мещане и ремесленники, в большинстве домов располагались не только лавки, но и разного рода мастерские, а также питейные заведения - кабаки. Интересно, что строительный бум первых советских пятилеток не коснулся этого места и долгое время квартал оставался заповедником дореволюционного города.

Все изменилось в 1970-х, когда был утвержден новый генеральный архитектурный план развития Свердловска. В соответствии с планом на этом месте должна была появиться Октябрьская площадь – новый административный, общественно-политический центр города и всего региона.
На площади вы видите декорированное белым мрамором высотное здание Правительства Свердловской области (в народе «Белый дом»), с флагом России на крыше. Здание было построено к 1982 году по инициативе Первого секретаря Свердловского обкома КПСС Б.Н. Ельцина, кабинет которого находился на 15-м этаже. Этот 24-этажный советский небоскреб высотой 90 метров на тот момент был самым высоким в городе.

Рядом с Белым домом располагается здание Законодательного собрания Свердловской области, наш региональный парламент. Фасад здания украшает золоченый герб с изображением серебристого сибирского соболя, а в нижней части герба можно прочесть девиз Свердловской области: «Опорный край Державы!». Здание строилось в период с 2007 по 2008 год. И с точки зрения технического, функционального обеспечения деятельности органа законодательной власти региона стало одним из лучших в России. Первое заседание депутатов в новом здании Заксобрания прошло в октябре 2009 года.

На противоположной стороне площади расположено здание Академического театра драмы, одного из лучших театров нашего города.
3. Октябрьская площадь
С северо-западной стороны Октябрьскую площадь ограничивает своим огромным стеклянным фасадом здание гостиницы Hyatt Regency Екатеринбург, от которого начинается новый современный деловой квартал города - Екатеринбург-Сити, главной доминантой которого является самый высотный небоскреб Урала – Башня Исеть (высота 209 метров, 52 этажа). Строительство квартала началось в 2006 году. К 2031 году здесь должны появиться еще несколько современных высотных зданий, но все они будут ниже башни Исеть.

Первый объект квартала Екатеринбург-Сити – это уже упоминавшийся пятизвездочный отель Hyatt Regency, открытие которого было приурочено
к проведению саммита стран-участниц Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), который состоялся в Екатеринбурге в июне 2009 года.

Второй реализованный объект на территории квартала Екатеринбург-Сити – башня Исеть. Это самое высокое здание в России восточнее Москвы. Разработкой концепции облика Iset Tower занимались специалисты международного архитектурно-инженерного бюро Werner Sobek. Строительство башни завершилось в 2017 году.

Футуристический вид зданию придает сплошное панорамное остекление фасада, выполненное из специального ударопрочного стекла, в темное время суток на башне загорается эффектная ночная подсветка. Геометрия фасадов Исети состоит из угловатых выступов, напоминающих шестеренку, на каждом из «зубцов» которой установлен вертикальный медный пилон. Так авторы проекта хотели подчеркнуть преемственность: современный Екатеринбург продолжает оставаться промышленным центром. Шестеренка выступает как символ горнозаводского прошлого города. Наверху башни медные пилоны образуют своеобразную «медную корону».
4. Квартал «Екатеринбург-Сити»
Безопасное движение пешеходов на территории
парковочного пространства

Пешеходам необходимо быть предельно внимательными
и учитывать то, что водитель может вас не заметить. Родителям необходимо сопровождать своих детей
при передвижении по территории парковок. А в условиях недостаточной видимости и в темное время суток, использовать световозвращающие элементы на своей одежде.
Маршрут Красной Линии начинается на Площади 1905 года.

Площадь 1905 года — одна из старейших и главная площадь Екатеринбурга. С 1919 года носит своё нынешнее название, типичное для советской эпохи. Здесь расположена мэрия с курантами и шпилем — пример сталинского ампира, а также памятник Ленину
и гранитная трибуна, формирующие привычный облик площади с 1950-х годов.

В XVIII веке площадь называлась Торговой — здесь был рынок. Позже — Канцелярской, благодаря зданию горной канцелярии (1830-е), а с появлением в центре Богоявленского собора в 1774 году и его статуса кафедрального с начала XIX века — Кафедральной. В 1906 году напротив собора установили памятник Александру II.

После революции памятник царю заменили на знамя, затем на статую Свободы, позже — на бюст Маркса и монумент «Памятник освобождённому труду», прозванный в народе «Ванька голый». В 1926 году его убрали, а в 1930 снесли и собор.

Сегодня площадь остаётся центральной: здесь проходят парады, фестивали, концерты и новогодние праздники с ледовым городком.
1. Площадь 1905 года
Безопасное движение пешеходов на территории
парковочного пространства

Пешеходам необходимо быть предельно внимательными
и учитывать то, что водитель может вас не заметить. Родителям необходимо сопровождать своих детей
при передвижении по территории парковок. А в условиях недостаточной видимости и в темное время суток, использовать световозвращающие элементы на своей одежде.


  • Скорость — не более 25 км/ч;
  • Используй защиту (шлем, наколенники, налокотники, световозвращающие элементы);
  • СИМ должено быть исправно и оборудовано согласно ПДД;
  • Двигайся по вело- и пешеходным дорожкам
  • Спешивайся для пересечения проезжей части по пешеходному переходу;
  • Включай фары в темное время суток, в плохую погоду и в тоннелях;
  • Уступай дорогу пешеходам, спешивайся в местах скопления людей;
  • Запрещено ехать по автомагистралям.
Правила безопасности при езде на СИМ (самокат, велосипед и др.)

фНерегулируемый пешеходный переход (без светофора)

  1. Остановись у края проезжей части.
  2. Посмотри налево, направо и снова налево.
  3. Убедись, что все машины остановились и пропускают.
  4. Начинай переход только после этого.
  5. Во время перехода продолжай следить за дорожной обстановкой.
!
!
!
!
!
!
На противоположной от Башни Исеть стороне улицы Бориса Ельцина квартал Екатеринбург Сити продолжают современные здания бизнес-центров Демидов и Президент, а также наш следующий объект на Красной Линии Екатеринбурга - Президентский Центр Бориса Ельцина.

В 2008 году был принят федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». В соответствии с данным законом, 25 ноября 2015 года в Екатеринбурге был открыт первый в нашей стране Президентский Центр – многофункциональный культурно-образовательный комплекс, ядром которого является музей Ельцин Центра, рассказывающий о деятельности Бориса Ельцина в качестве главы государства. Помимо музея здесь также находятся кино-конференц зал, галерея, рестораны и магазины и офисы. В Ельцин Центре проходит множество важных для Екатеринбурга культурных событий, фестивали, концерты, лекции.

Интересен архитектурный облик Ельцин Центра, созданный архитектурным бюро «Бернаскони». Современное здание с атриумом снаружи напоминает гигантский амфитеатр, к которому примыкает белый перфорированный фасад кубической формы. Этот фасад является одновременно огромным медиа-экраном, который очень эффектно смотрится в темное время суток.

Перед Ельцин Центром расположен памятник Борису Николаевичу Ельцину. Автор памятника – московский скульптор Георгий Франгулян, который выбрал для скульптуры белый мрамор, а не традиционные бронзу или гранит, потому что мрамор – «..это живой, полупрозрачный материал; этот памятник – не обелиск, а глыба, глыба в движении, какой был Борис Николаевич».

Общественное пространство вокруг Ельцин Центра прекрасно благоустроено. Летом здесь цветут гортензии, работают фонтаны,
а между Ельцин Центром и театром Драмы разбили Сад Трав, в котором было высажено 6150 саженцев 54 видов растений.
5. Ельцин Центр
Красная Линия по набережной вновь привела нас на Октябрьскую площадь. Отсюда открывается великолепная панорама на акваторию Городского пруда на реке Исети, которая здесь довольно широко разливается благодаря расположенной ниже по течению бывшей заводской плотине.

На противоположном берегу пруда просматриваются бело-голубые здания советского стадиона Динамо и купол Дворца Игровых Видов Спорта «Уралочка».

В центре Октябрьской площади мы видим фонтан с огромным каменным шаром, символизирующим нашу планету. Вокруг фонтана летом всегда много людей, особенно молодежи.

Небольшой парк за фонтаном, рядом с Октябрьской площадью – это «Сквер в честь 275-летия Екатеринбурга», наш следующий объект на Красной Линии Екатеринбурга. Это «тот самый Сквер», где в мае 2019 года проходили масштабные городские протесты, направленные против строительства храма Святой Екатерины на месте парка. В итоге горожане защитили важное для них «зеленое пространство», строительство храма в сквере было отменено.
До 1998 года на месте сквера был пустырь, образовавшийся после сноса старой деревянной застройки. Новый сквер был официально открыт в 1998 году и стал подарком городу к 275-летию. Сквер торжественно открывал мэр города Аркадий Чернецкий, поздравивший горожан с появлением нового парка.

Сквер с выходом на набережную стал одним из любимых мест для прогулок и отдыха у жителей Екатеринбурга и часто выступает выставочной площадкой для скульпторов, дизайнеров и уличных художников.
6. Сквер в честь 275-летия Екатеринбурга
Эта удивительная набережная в старые времена имела несколько имен: 1-я Береговая, 1-я Набережная; но наиболее прочно закрепившимся названием стало – Гимназическая набережная, т.к. начиналась она от гимнастического зала Мужской гимназии.
В самом начале истории города, в 1720-е гг.., здесь к берегу пруда выходили командирские дворы с домами. В 30-е гг. XVIII в.
эта застройка получила название «Секретарская слобода» - отрезок набережной, который продолжался примерно между современными пр. Ленина и пер. Химиков. Главным строением слободы, несомненно, был «Главный командирский дом». Он имел обширный сад, переходивший в общественное «гульбище» - т.е. парк, аллею. Дом этот был построен в середине XVIII века и позже предположительно сгорел. Далее тянулись дома «Лекарской слободы», среди которых основным зданием был госпиталь.

В первой половине XIX века, благодаря творениям архитекторов И.И. Свиязева и М.П. Малахова, набережная украсилась великолепным архитектурным ансамблем в стилистике классицизма – домами Главного начальника Горных заводов Хребта Уральского и Домом купца Пшеничникова, где проживал Главный лесничий уральских горных заводов. В период правления императора Николая I наш город был даже выведен из под губернского управления, хотя формально являлся уездным центром
на территории Пермской губернии. Главной властью в Екатеринбурге той эпохи являлись назначаемые императором горнозаводские чиновники. В этот же период город разбогател благодаря охватившей Урал «золотой лихорадке», когда неподалеку Екатеринбурга нашли богатые залежи рассыпного золота и драгоценных камней.

В 1845 году набережная приобрела «столичный» вид – была облицована гранитом.
7. Набережная Рабочей Молодёжи
Гимназия №9 (Екатеринбургская мужская гимназия имени Его Императорского Величества Александра II)

Первая гимназия в Екатеринбурге, получившая имя императора Александра II и открывшая свои двери 22 ноября 1861 года, - в год отмены крепостного права в России. Учебные занятия начались в четырех классах для 92 первых учеников - мальчиков, а первым директором гимназии стал бывший инспектор Пермской гимназии Крупенин Александр Дмитриевич. Верхний этаж занимал пансион, средний – домовая Покровская церковь, классы, библиотеки - фундаментальная и ученическая, физический кабинет, конференц-зал
и комната для преподавателей. На нижнем этаже располагались канцелярия, квартира директора, инспектора, законоучителя
и пансионная кухня.

В 1870 году в этом доме состоялось первое заседание Уральского Общества Любителей Естествознания, объединившего всю неравнодушную к истории и природе Края интеллигенцию города. Одним из первых основателей УОЛЕ был преподаватель гимназии – ученый, краевед Онисим Клер, а в списке почётных членов Общества были такие известные учёные, как Менделеев и Тимирязев. Здесь же открылась и первая музейная выставка Общества. В годы Гражданской и Великой Отечественной войн здание временно передавалось под госпиталь, но в мирное время всегда было храмом науки и образования. И сегодня 9-я Гимназия остается одной
из лучших общеобразовательных школ города.
8. Мужская гимназия
!

Подземные переходы — самые безопасные, так как пешеходы

не пересекаются с транспортом.

Такие переходы обозначены специальными дорожными знаками.

!
!
!
"Историческим сквером" это место стало лишь в 1973-75 годах, когда к 250-летию города здесь, вместо старинных цехов Екатеринбургского завода, появилось открытое общественное пространство для проведения городских гуляний и праздников.

История Екатеринбурга, как и история большинства других уральских городов, начиналась в 1723 году со строительства завода. Екатеринбургский завод стал главным государственным заводом всей Сибири и в течение долгого времени являлся «образцом» для строительства новых заводов. К ноябрю 1723 года, в рекордно короткие сроки, была возведена заводская плотина на реке Исети, фабрики, строения и регулярная крепость. Проходившая через специальные прорезы в плотине вода шла на многочисленные водяные мельничные колеса, которые приводили в движение заводские молоты и воздушные меха доменных печей.

Из всего первоначального сегодня сохранилась лишь сама плотина – старейшее рукотворное сооружение Екатеринбурга, сердце Исторического сквера, именуемого в народе "Плотинкой". Плотина построена на сваях из лиственницы, которая под водой не гниёт, а каменеет, если находится там без доступа воздуха. Гранитную рубашку плотина приобрела при реконструкции 1830-50-х гг. На подпорной стене плотины, слева от створа, расположен барельеф "Рождение города", созданный в 1973 году. Напротив створа установлена огромная родонитовая глыба – символ минералогического богатства Уральских гор.

Помимо обычных для заводов XVIII века металлургических фабрик, здесь были особые, уникальные производства, принесшие немалую славу Екатеринбургу: Монетный двор и, позднее, в XIX веке - Императорская гранильная фабрика. В течение 140 лет здесь чеканилась львиная доля всей Российской медной монеты,
а продукция гранильной фабрики и сегодня украшает Эрмитаж и Мраморный дворец в Санкт-Петербурге и Екатерининский дворец в Царском селе.

Больше всего исторических зданий уцелело по восточной границе "Плотинки", сейчас там располагаются музеи – архитектурный и музей природы. В западной части "Плотинки" находится «Геологическая аллея», где под открытым небом выставлены образцы горных пород: железная руда, розовый и голубой мрамор, родонит, гранит, вермикулит, - огромные глыбы, символизирующие богатство Уральского края.
9. Исторический сквер
Екатеринбург славится своим богатым культурным наследием: в городе более 150 музеев. В Историческом сквере находятся четыре из них — ключевых для понимания Урала.

Первый — Водонапорная башня конца XIX века, построенная для нужд железной дороги. Башня почти не изменилась с тех пор и стала символом города. Сейчас здесь находится филиал Музея истории Екатеринбурга.
Рядом — Музей Природы Урала, расположенный в старинных кузницах и котельной Екатеринбургского завода. За 150 лет здесь собрана коллекция из более чем 60 тысяч экспонатов: скелеты мамонта и доисторических животных, малахит, самоцветы, чучела редких зверей и уникальные барельефы.

Чуть южнее — Музей Архитектуры и Дизайна, где представлены макеты знаковых зданий города, история уральской архитектуры и дизайна.
На территории музея под открытым небом — выставка крупной промышленной техники XIX–XX веков и восстановленный памятник Петру I.

На западном берегу Исети, в здании бывшего заводского госпиталя, находится Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Здесь хранится знаменитый Каслинский чугунный павильон, произведения уральских камнерезов и ювелиров, а также коллекция русского искусства
от авангарда до соцреализма.
10. Музеи исторического сквера
!
!
!
!
!
!
!
!
фффРегулируемый пешеходный переход

  • Оснащён пешеходным светофором (красный и зелёный сигналы);
  • Пешеходы обязаны следовать именно пешеходному светофору;
  • Если пешеходного светофора нет — ориентироваться аа на транспортный (красный, жёлтый, зелёный).

фффПравила перехода

  • Переходить дорогу только на зелёный сигнал;
  • На красный — категорически нельзя, даже если машин нет;
  • Зелёный — это разрешение, но не гарантия безопасности.
Площадь Труда открывается памятником основателям Екатеринбурга — Татищеву и де Геннину (скульптор Пётр Чусовитин), установленным в 1998 году к 275-летию города.
Идея основания завода на берегу Исети принадлежала Василию Татищеву, прибывшему на Урал в 1720 году. Однако
из-за конфликта с Демидовыми строительство поручили Виллиму де Геннину — выдающемуся инженеру и администратору. В 1723 году он начал строительство завода, ставшего основой города, названного в честь Екатерины I.
Рядом с заводом к 1726 году появился первый храм — деревянная церковь Святой Екатерины, позже заменённая каменным Екатерининским собором. Это был важный духовный и общественный центр: в нём присягали горные инженеры, а колокольня служила пожарной вышкой и часовой башней. Собор был разрушен в 1930 году в рамках советской антирелигиозной кампании.
На его месте вырос Дом Советов (ныне здание по проспекту Ленина, 34) — выдающийся пример конструктивизма. Екатеринбург стал важной экспериментальной площадкой для советских архитекторов, и сегодня считается одним из главных центров авангардной архитектуры в России. В 1970-х здесь начинал свою карьеру Борис Ельцин.
11. Площадь труда
Главпочтамт — яркий пример конструктивизма, расположен напротив Дома Советов (пр. Ленина, 39). Построен в 1934 году
и первоначально назывался Домом Связи. Архитектура здания отражает идею «машины для работы» — с определённого ракурса оно напоминает трактор. У входа установлена «Нулевая точка отсчета километров» — бронзовая звезда, с которой начинается отсчёт расстояний от Екатеринбурга.

Памятник Александру Попову, изобретателю радио, установлен рядом в 1975 году (скульптор Егоров). 7 мая — в день его исторического доклада о первом радиоприемнике — у памятника традиционно собираются студенты радиофака УрФУ, чтобы провести праздничное шествие и символическую уборку.

Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (пр. Ленина, 37) расположен в особняке в стиле классицизм, построенном
в 1820-х годах архитектором Михаилом Малаховым для Горной аптеки. С 1992 года здесь размещается музей, в котором представлены изделия Фаберже, малахитовая комната, уникальные каменные печати, «Золотая кладовая» и «Бажовская комната»
с палехскими панно по уральским сказам.
12. Нулевой километр (Дом связи)
«Дом Севастьянова» по праву считается одним из красивейших домов Старого Екатеринбурга. История здания началась в 1817г.,
а в 1860-м этот особняк приобрел коллежский асессор Николай Иванович Севастьянов. Будучи весьма состоятельным предпринимателем, Севастьянов заказывает реконструкцию здания архитектору Александру Падучеву, по проекту которого, в 1866 году особняк был перестроен в стилистике эклектики. Получился настоящий дворец, в декоре которого сочетаются элементы классицизма, барокко, готики и мавританского стиля.

Впрочем, уже через восемь лет Севастьянов навсегда покинул город, продав дом муниципалитету. Сначала в доме разместился окружной суд, пока в 1917 году не сменилась власть, а сам особняк не подвергся жесточайшему разграблению. Позднее здесь находился первый
в стране Уральский комиссариат труда (биржа труда), – именно тогда Екатерининская площадь стала площадью Труда. Затем здесь долгие десятилетия размещался Свердловский областной комитет профсоюзов. Современная страничка истории здания началась
в преддверии саммита ШОС в 2009-м году. Тогда было решено превратить дом в одну из правительственных резиденций. Здание капитально отреставрировали изнутри и снаружи. При реставрации фасада были восстановлены его исторически аутентичные цвета — белый, зеленый и терракотовый, и теперь со стороны главного проспекта дом выглядит именно таким, каким видел его Николай Севастьянов.

Сегодня это здание не только внесено в перечень объектов культурного наследия федерального значения, но и в 2008 году
его изображение было отчеканено в памятных серебряных монетах Центробанка серии «Памятники архитектуры России».
13. Дом Севастьянова (резиденция Президента РФ)


  • Скорость — не более 25 км/ч;
  • Используй защиту (шлем, наколенники, налокотники, световозвращающие элементы);
  • СИМ должено быть исправно и оборудовано согласно ПДД;
  • Двигайся по вело- и пешеходным дорожкам
  • Спешивайся для пересечения проезжей части по пешеходному переходу;
  • Включай фары в темное время суток, в плохую погоду и в тоннелях;
  • Уступай дорогу пешеходам, спешивайся в местах скопления людей;
  • Запрещено ехать по автомагистралям.
Правила безопасности при езде на СИМ (самокат, велосипед и др.)

В настоящее время – резиденция губернатора Свердловской области.

Усадьба в русской архитектуре - это комплекс жилых, хозяйственных, парковых и прочих построек, составляющих единое архитектурное целое. Особую часть архитектурного наследия Екатеринбурга составляют купеческие городские усадьбы. К их числу относится и усадьба Тарасовых, состоящая из главного дома, двух боковых флигелей и ограды, сейчас уже в несколько перестроенном виде. Дом купца Тарасова – одно из старейших каменных жилых зданий в городе. Савва Тарасов купил особняк в 1837 году, и его семья и потомки жили здесь до самой революции.

Купцы-старообрядцы Тарасовы были людьми известными: дед и отец Саввы Тарасова несколько раз занимали пост городского головы,
а сам Савва Лукич отличился тем, что, купив дом в центре города, да ещё прямо напротив резиденции Главного горного начальника (тогда эту должность занимал знаменитый генерал Глинка), первым делом возвел там огромную домовую старообрядческую церковь. Очертания ее и сегодня легко угадываются между главным домом и южным флигелем. Внук Саввы - Петр Иванович - запомнился Екатеринбургу как нумизмат и благотворитель. Будучи почетным членом Уральского общества любителей естествознания, он в 1907 году подарил музею УОЛЕ коллекцию из 2363 монет. Сейчас эта коллекция является гордостью Свердловского областного краеведческого музея.

Левобережная набережная Городского пруда вплоть до самой революции называлась Тарасовской набережной, по имени первых владельцев роскошной усадьбы. В советское время дом Тарасовых превратился в Дом учителя, а в 1997 году комплекс зданий был реконструирован и перестроен под резиденцию губернатора Свердловской области.
14. Усадьба купца Тарасова
!
фНерегулируемый пешеходный переход (без светофора)

  1. Остановись у края проезжей части.
  2. Посмотри налево, направо и снова налево.
  3. Убедись, что все машины остановились и пропускают.
  4. Начинай переход только после этого.
  5. Во время перехода продолжай следить за дорожной обстановкой.


  • Скорость — не более 25 км/ч;
  • Используй защиту (шлем, наколенники, налокотники, световозвращающие элементы);
  • СИМ должено быть исправно и оборудовано согласно ПДД;
  • Двигайся по вело- и пешеходным дорожкам
  • Спешивайся для пересечения проезжей части по пешеходному переходу;
  • Включай фары в темное время суток, в плохую погоду и в тоннелях;
  • Уступай дорогу пешеходам, спешивайся в местах скопления людей;
  • Запрещено ехать по автомагистралям.
Правила безопасности при езде на СИМ (самокат, велосипед и др.)

фНерегулируемый пешеходный переход (без светофора)

  1. Остановись у края проезжей части.
  2. Посмотри налево, направо и снова налево.
  3. Убедись, что все машины остановились и пропускают.
  4. Начинай переход только после этого.
  5. Во время перехода продолжай следить за дорожной обстановкой.
!
!
!
!
фОпасный участок дороги без знаков и светофоров — это место, где нет регулирования движения.

фКак безопасно переходить такие места:

  1. Остановись у края проезжей части.
  2. Посмотри налево, направо и снова налево.
  3. Убедись, что машин нет или остановились.
  4. Будь особенно осторожен в темное время суток.
!
Красная Линия привела нас в «Литературный квартал» - уютное городское музейное пространство, посвященное уральским писателям
и поэтам. Здесь, на входе, гостей встречает Александр Сергеевич Пушкин, романтичный и весьма необычный памятник которому был установлен в 1999г., к 200-летию со дня рождения поэта. Пушкин в Екатеринбурге ни разу не бывал, но наш город не мог не отдать должное гению русской литературы.

Неподалеку, в Почтовом переулке, расположился мемориальный дом-музей Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Этот краснокирпичный дом писатель приобрел на гонорар за свой самый знаменитый роман «Приваловские миллионы» и прожил здесь несколько лет до отъезда в Санкт-Петербург в 1891г.

Далее наш маршрут идет вдоль улицы Пролетарской, бывшей Офицерской. Здесь находится музей писателя-народника Федора Михайловича Решетникова, а само здание музея оформлено как старинная Почтовая станция на Старом Сибирском Почтовом тракте,
с верстовыми столбами перед входом. Поблизости также расположился музей «Литературная жизнь Урала XX века», который занимает красивое и необычное деревянное здание в стиле «русского модерна», а затем еще один старинный деревянный дом - музей кукол
и детской книги «Страна чудес». Все эти музеи входят в Объединенный музей писателей Урала, созданный в 1980 году на базе нескольких литературно-мемориальных музеев.

На территории квартала также располагается парк с летней эстрадой, выполненной в стиле начала ХХ века, и Камерный театр, входящий в структуру Объединенного музея писателей Урала. Театр был открыт в 1998 году (к 275-летию Екатеринбурга) и с тех пор стал неотъемлемой частью культурной жизни города.
15. Литературный квартал
Храм-на- Крови на месте расстрела Царской Семьи Романовых.

История одного из самых больших и значимых храмов Екатеринбурга началась и недавно, и одновременно – давно. Храм был построен на том месте, где до середины семидесятых стоял дом инженера Ипатьева, выбранный в 1918 году в качестве последнего места заключения бывшего императора Николая II и его семьи. Именно здесь царская семья встретила свою последнюю Пасху, именно здесь жена и дети поздравляли Николая II с его 50-летним юбилеем, именно здесь – в подвале Ипатьевского дома – в ночь с 16 на 17 июля 1918 года закончился их земной путь. Семью последнего российского императора расстреляли в Екатеринбурге по решению Президиума большевистского Уралсовета, но решение это было как минимум согласовано с центральным руководством партии большевиков,
а возможно даже инициировано непосредственно Лениным и Свердловым. Убийство Царской семьи стало кровавым символом Великой Русской революции и братоубийственной Гражданской войны.

В 1977 году дом был снесён, территория превратилась в пустырь.
На Архиерейском Соборе в 2000 году Николай II и его семья были причислены к лику святых, а в 2003 году на месте снесенного дома Ипатьева завершилось строительство пятикупольного храма-памятника в Русско-Византийском стиле Во Имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Вскоре, справа от храма, было построено Архиерейское Подворье, где находится культурно-просветительский центр «Царский», Музей Святой Царской Семьи и библиотека.

Храм-на-Крови является непременным объектом посещения городских экскурсий и паломнических поездок, особенно в июле, когда на очередную годовщину со дня трагедии, сюда стекается множество паломников, чтобы помолиться, а затем, в ночь с 16 на 17 июля пройти крестным ходом от Храма-на-Крови до монастыря Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. А зимой, на Рождество, возле храма ежегодно проходит фестиваль ледовых скульптур «Вифлеемская звезда».
16. Храм-на-Крови
!
!
!
!
!
!
!
Самая знаменитая усадьба Екатеринбурга, прославившаяся своими хозяевами, гостями и архитекторами, овеянная мифами и легендами и увековеченная в литературных произведениях. Лев Иванович Расторгуев (1769-1823), один из богатейших уральских купцов-старообрядцев, вошел в историю как первый владелец и создатель усадьбы. Строительство шло долго, практически четверть века – усадьба со всеми ее службами строилась с разветвлённой сетью поземных ходов и подвалов - и сам Расторгуев до его полного завершения дожить не успел. После смерти Расторгуева усадьбу достраивал его зять – купец-золотопромышленник Петр Яковлевич Харитонов, который привлек к строительству архитектора-классициста Михаила Павловича Малахова, одного из лучших в то время
на Урале. Малахов объединил разрозненные строения в единый комплекс и разбил знаменитый английский сад на северо-восточном склоне холма. Харитоновский сад - это единственный сохранившийся в уральской столице образец ландшафтного искусства первой половины XIX века. Усадьба и ее владельцы вдохновили писателя Алексея Толстого на один из первых его рассказов - «Харитоновское золото», а Мамина-Сибиряк называл эту усадьбу «Екатеринбургский Парфенон» - и действительно, как античный храм она возвышается над всем городом и напоминает Афинский акрополь.

Во Дворце Расторгуевых-Харитоновых останавливались и гостили представители Династии Романовых – Александр 1 в 1824 г.
и наследник престола, будущий Император - Александр 2 в 1837 году. После Харитонова единого хозяина у усадьбы не было; она сдавалась наследниками в аренду. В 1924 году здесь располагался Уральский коммунистический университет, а после крупной реконструкции под руководством архитектора В.В. Емельянова в 1936-37 годах усадьба была передана Дворцу пионеров. В кружках Дворца пионеров и школьников, начинали свою творческую деятельность актёр Александр Демьяненко, оперный певец Борис Штоколов, известный скульптор Эрнст Неизвестный. После исчезновения пионерии усадьбу переименовали – теперь это Дворец детско-юношеского творчества.
17. Усадьба Расторгуева-Харитонова
Свердловская государственная академическая филармония - одна из старейших филармоний в России, появившаяся в стране после Московской и Ленинградской. Здание филармонии строилось как Деловой клуб для промышленников и купцов и построена по проекту архитектора Константина Бабыкина в рекордно короткие сроки к 1917 году. Клуб был примечателен фасадом в стиле «модерн» и спроектированным внутри клуба городским концертным залом. Внутренние работы возобновились в 1920 году,
а открылся клуб только в октябре 1926 года. Заканчивать здание Константину Бабыкину помогали архитекторы Валенков
и Коротков. Планировку с концертным залом оставили прежней, добавили живописные росписи потолка в фойе и изящные колонны. В первые годы существования Делового клуба на его сцене пели такие знаменитости, как Сергей Лемешев, Иван Козловский и Леонид Утесов, проводили свои первые сезоны Театр юного зрителя и Театр музыкальной комедии. Здесь читал свои стихи гастролирующий Маяковский. В апреле 1934 года в зале клуба состоялся первый концерт симфонического оркестра Радиокомитета под управлением Марка Павермана. А 29 сентября 1936 года концертом симфонического оркестра под управлением гастролера из США Владимира Саввича начался первый сезон Свердловской филармонии.

Концертный зал Свердловской филармонии с первых сезонов зарекомендовал себя как ведущая концертная площадка города,
и остаётся таковой по сей день. В 1973 году в филармонии появился настоящий немецкий орган, а в мае 1998 года концертной организации «Свердловская государственная филармония» было присвоено звание «Академическая».
18. Свердловская государственная академическая филармония
фффРегулируемый пешеходный переход

  • Оснащён пешеходным светофором (красный и зелёный сигналы);
  • Пешеходы обязаны следовать именно пешеходному светофору;
  • Если пешеходного светофора нет — ориентироваться аа на транспортный (красный, жёлтый, зелёный).

фффПравила перехода

  • Переходить дорогу только на зелёный сигнал;
  • На красный — категорически нельзя, даже если машин нет;
  • Зелёный — это разрешение, но не гарантия безопасности.
Фотографический музей «Дом Метенкова» открылся 10 августа 1998 года в двухэтажном доме на перекрёстке улиц Первомайской и Карла Либкнехта. Открылся в том самом доме, который до революции принадлежал главному фотолетописцу Урала и почётному гражданину города Екатеринбурга Вениамину Леонтьевичу Метенкову (1857-1933).

Дом был построен по проекту архитектора Юлия Осиповича Дютеля – первый этаж каменный, второй деревянный, с балкончиком из кованого металла, на воротах красовался вензель «ФМ» (фотограф Метенков). Здесь размещалась квартира фотографа, фотоателье и фотомагазин фирмы «Кодак», торговавший фотоаппаратами, реактивами, фотоматериалами и книгами
по фотографии. Позже к фототоварам добавились киноаппараты и киноплёнки. Метенков был не только лучшим фотографом Екатеринбурга, но и одним из первых «киношников». Его первая кинокартина «Екатеринбург во время масленицы» была выпущена в 1910 году, затем появились и другие, их сохранившиеся фрагменты хранятся в архивах Госфильмофонда России.

«Дом Метенкова» - привычная часть культурной жизни Екатеринбурга. В музее несколько разделов: и мемориал самого Метенкова (часть экспонатов была передана музею внучкой знаменитого фотографа), и фотоателье начала века, парад старинных фотокамер и, конечно же, удивительная коллекция фотографий, среди которых панорама Екатеринбурга, снятая с Екатерининского собора
в 1895 году.
19. Фотографический музей «Дом Метенкова»
Особняк, построенный в 1836 году горным офицером, генерал-майором Качкой на Вознесенском проспекте своей компоновкой (двухэтажное каменное здание с мезонином и треугольным фронтоном в стилистике классицизма) напоминает здание Музея истории Камнерезного и Ювелирного искусства. И это объяснимо – автором проектов обоих особняков был Михаил Павлович Малахов, и строились они практически в одно время. Наследники Качки предпочитали сдавать дом в наем различным доходным организациям. Так, в разное время в доме располагались портняжная, колбасный магазин, трактир «водочных королей Урала» Поклевских-Козелл и даже частная библиотека Тихоцкой. Позже, в этих стенах проводила свои тайные собрания школа партийных пропагандистов, организованная Яковым Свердловым. В 1924 году Екатеринбург получил почетное право стать Свердловском,
и все, что было связано в городе с деятельностью революционера стали увековечивать. Это коснулось и дома генерала Качки.
В 1940 году в здании разместился музей Свердлова, причем внутренняя планировка здания оказалась серьезно изменена.
Ну а в 1992 году музей Свердлова стал Музеем Истории Екатеринбурга и в этом качестве продолжает существовать до сих пор.

Сегодня это один из лучших муниципальных музеев города. Здесь Вы найдете не только замечательную экспозицию, рассказывающую об истории Екатеринбурга, но и сможете поучаствовать в различных интерактивных мероприятиях, выставках, экскурсиях, вовлекающих горожан в исследования прошлого своего города, района, улицы.
20. Музей истории Екатеринбурга
Уездным городам, по статусу, театры не полагались. Но Екатеринбург в начале XIX века был не просто уездным центром
на территории Пермской губернии. Из Екатеринбурга управлялись все уральские заводы, здесь было много богатых чиновников, купцов и фабрикантов. Городское «общество» тянулось к изящным развлечениям. И вот, в 1845 году по проекту архитектора Турского, в Екатеринбурге было построено здание первого городского театра в стилистике классицизма. Строили театр купцы-золотопромышленники Рязановы, по инициативе Начальника уральских заводов генерала Владимира Андреевича Глинки. При этом прагматичные купцы согласились дать деньги на театр «при условии, чтобы помещение по первому требованию будет передано под торговое заведение». Однако этого так и не случилось - театр здесь оказался нужнее торговли.

Первый театральный сезон открыли комедией «Приёмыш» и водевилем «Дезертир». Актёров взяли на оброк из крепостных,
это была талантливая труппа артистов, часть которых, в том числе и прима труппы Евдокия Иванова, принадлежала матери известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Позднее екатеринбургское купечество собрало средства на выкуп первых актрис театра из крепостной зависимости.

В этом каменном здании театр просуществовал вплоть до 1912 года. 7 ноября 1896 года здесь состоялся один из первых сеансов кинематографа в Екатеринбурге. Проекционный аппарат установили на сцене, экран повесили на месте театрального занавеса. Вскоре кинематограф уже полностью покорил публику и в 1912 году первый городской театр арендовал мещанин Волков для сеансов кинематографа.
В 1914 году Городской театр был переименован в «Кино Колизей» и это название до сих пор изображено на фронтоне здания
в обрамлении изящного лепного декора.
21. Здание первого городского театра
!
!

Подземные переходы — самые безопасные, так как пешеходы

не пересекаются с транспортом.

Такие переходы обозначены специальными дорожными знаками.

!
!
!
!
!
!
фффРегулируемый пешеходный переход

  • Оснащён пешеходным светофором (красный и зелёный сигналы);
  • Пешеходы обязаны следовать именно пешеходному светофору;
  • Если пешеходного светофора нет — ориентироваться аа на транспортный (красный, жёлтый, зелёный).

фффПравила перехода

  • Переходить дорогу только на зелёный сигнал;
  • На красный — категорически нельзя, даже если машин нет;
  • Зелёный — это разрешение, но не гарантия безопасности.
Среди множества музеев и галерей в Екатеринбурге есть одно особенное выставочное пространство – центр «Эрмитаж-Урал», - место, где можно увидеть шедевры изобразительного искусства мирового уровня.

Совместный проект «Екатеринбургского музея изобразительных искусств» и Санкт-Петербургского Эрмитажа был реализован в июле 2021г., когда закончилась реконструкция старинного дома купца Бардыгина, которое еще в 1936 году было передано Свердловской картинной галерее. Именно это здание было основным местом хранения коллекций Государственного Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны, что определило дальнейшую концепцию реконструкции объекта: все три этажа так или иначе связаны с Эрмитажем экспозиционно или исторически.

На первом этаже расположен зал для временных выставок из Государственного Эрмитажа, на втором — постоянная экспозиция предметов западно-европейского искусства, большая часть которых была передана Эрмитажем в дар Свердловской картинной галерее (с 1988 года — Екатеринбургский музей изобразительных искусств). На третьем этаже - мемориальная экспозиция «В глубоком тылу», посвященная событиям периода эвакуации.

Новые, просторные выставочные залы центра «Эрмитаж-Урал» оснащены самым современным световым и экспозиционным оборудованием. Посетителям музея предлагаются удобные, интерактивные аудиогиды для самостоятельного посещения.
38. Центр «Эрмитаж Урал»
Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл» - главное административное здание и выставочная площадка Свердловского областного краеведческого музея, самого знаменитого и самого большого музея в Екатеринбурге! Этот музей основали в 1870 году члены Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ), лучшие представители городской интеллигенции, которые решили рассказать России и всему миру об истории, географии, природе и минералогических богатствах Урала. В 2018г. музею присвоено имя основателя УОЛЕ Онисима Клера.

Сегодня Свердловский областной краеведческий музей объединяет целую семью музеев разного профиля: исторические, художественные, технические, природоведческие и мемориальные. Восемь музеев находятся в Екатеринбурге и еще десять на территории Свердловской области.

Особняк «водочных королей Урала» – богатых дворян и предпринимателей Поклевских-Козелл – построен в 1870-х годах в стиле эклектики (архитектор неизвестен) и сохранил подлинные детали интерьера: рустованную кладку стен, мраморную парадную лестницу
и подоконники, кованое крыльцо и балясины, лепнину на потолке, оконные и дверные проемы, камины.

Здесь Вы сможете узнать интересную историю семейства Поклевских-Козелл, их вклад в развитие промышленности, торговли и культуры Урала. Вам покажут первые экспонаты музея УОЛЕ, расскажут о его основателях и дарителях. Залы музея хранят интерьеры музыкальной гостиной, делового кабинета, домашней библиотеки и столовой конца XIX – начала XX веков.
34. Дом Поклевских-Козелл
Красная Линия ведет нас к перекрестку улиц Малышева и 8 Марта, немного не доходя до которого, по правую руку открывается вид
на необычное здание со спортивным самолетом на крыше. Это «Дом Обороны» - еще один яркий памятник свердловского конструктивизма на нашем маршруте.

В начале 1930-х годов, на месте толкучего рынка, который располагался у церкви Великомученика Максимилиана, началось строительство Комплекса зданий ОСОАВИАХИМа, по проекту архитектора Георгия Валенкова. Комплекс состоял из клуба, административно-учебного корпуса (спорт-техникума) и жилого дома, который предназначался для размещения спортсменов
и воспитанников членов общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Масштабный проект оказался
так и не реализован в полном объеме, но то, что было построено, впечатляет размахом и архитектурной новизной.

Как и положено «Дому Обороны», его облик должен был ассоциироваться с армией или флотом. С определенной точки зрения, со стороны улицы Малышева, здание клуба действительно напоминает корабль, а для привлечения внимания и приобщения молодежи к летному делу, на крыше первого этажа был установлен самолет. Первоначально это был не спортивный Як-55, а первый советский учебный самолет-биплан «У-1».
35. Дом обороны
Православный храм-колокольня во имя святого Максимилиана был заложен в 1847 году на углу Покровского проспекта (ныне улица Малышева) и Уктусской улицы (ныне улица 8 Марта). Построенный храм являлся частью монументального проекта, предусматривавшего строительство грандиозного собора, схожего с Храмом Христа Спасителя. Однако, проект петербургского архитектора Василия Моргана оказался слишком дорогим, а также в силу ряда других обстоятельств, удалось построить только колокольню, которая и стала храмом
в 1876 году.

Необычное для православной церкви название храма связано с визитом в город герцога Максимилиана Лейхтенбергского, зятя императора Николая I. В 1845 году герцог совершил большую поездку по уральским заводам, и чтобы запечатлеть это важное событие
в истории города, екатеринбуржцы получили разрешение у высокого гостя на освещение храма во имя св. великомученика Максимилиана.

В старом Екатеринбурге этот храм считался самым высоким зданием (высота купола с крестом – 77,2 м), и мог похвастаться самым большим колоколом - 1000-пудовым «Большим Златоустом». Именно из-за него Максимилиановский храм получил свое второе название. После прихода советской власти, храм действовал до 1930 года, в 1930 году был взорван. В 2006 году было принято решение
о восстановлении Большого Златоуста на прежнем месте. 9 февраля 2013 года Большой Златоуст вновь открылся для прихожан.
36. Храм «Большой Златоуст»
Своим угловым закругленным акцентом и заглубленным главным входом «Дом контор» напоминает «Дом печати» на проспекте Ленина. Здание было построено в 1929 г. по проекту архитекторов Валенкова и Смирнова и представляет собой типичный образец конструктивистской архитектуры того периода. Здание напоминает нам о бурной эпохе советской индустриализации, в которой Свердловску отводилась во многом определяющая роль нового административного центра огромной Уральской области. «Дом контор» строился для Союза сельхозкооперации – здесь находились различные конторы (как сейчас бы сказали офисы), ведомства, банк
и магазины.

При строительстве в комплекс были включены стены и фундаменты прежней дореволюционной застройки, а стоявшая напротив небольшая Свято-Духовская церковь XVIII века (так называемый «Малый Златоуст») вообще была снесена в связи с необходимостью складирования стройматериалов. На ее месте сейчас офисно-торговый комплекс «Рубин».
37. Дом контор
Одна из самых старых улиц города – в те времена, когда Екатеринбург был заводом-крепостью, здесь проходила его западная граница. Город рос, и в 1735 году было решено расширить территорию – тогда-то и появилась улица за проломом земляного вала. Назвали её просто – Проломная. Потом улица несколько раз меняла названия – была и Косой, и Лягушечьей, а после открытия Ново-Тихвинского монастыря, от стен которого начинается улица, она стала Успенской. После революции улица получила имя местного большевика Леонида Вайнера, но независимо от названий улица всегда была торговой.

Именно здесь больше века тому назад открылся первый екатеринбургский универмаг со всеми привычными атрибутами: специально обученным персоналом, фирменной упаковкой, распродажами, предоставлением кредитов и бонусами-сувенирами - магазин братьев Агафуровых. Сейчас в старинном кирпичном особняке постройки 1886 года, известном как "Универмаг братьев Агафуровых", располагается креативный кластер "Домна", центр притяжения городского креативного предпринимательства и пространство для публичных мероприятий Екатеринбурга. Внутри бережно сохранены интерьеры позапрошлого века: кирпичная кладка, лиственничные перекрытия пола и потолка. Действует выставка артефактов, обнаруженных при реновации здания и историческая галерея. В "Домне" расположена Информационно-туристическая служба Екатеринбурга.

На улице до сих пор сохранилась достаточно целостная историческая застройка по четной стороне, состоящая из купеческих особняков и доходных домов: Атаманова, Ижболдина, Телегиных и других. Нечетную сторону занимает дом Горсовета (жилой дом в конструктивистском стиле) и здание типографии «Гранит», построенное
в редком для города стиле «функциональный модерн», в нем сейчас располагается одна из экспозиций Музея изобразительных искусств. В 2003 году улица стала пешеходной, обзавелась клумбами, скамейками и уличными скульптурами, окончательно превратившись в местный Арбат.
39. Улица Вайнера
!
!
!
фОпасный участок дороги без знаков и светофоров — это место, где нет регулирования движения.

фКак безопасно переходить такие места:

  1. Остановись у края проезжей части.
  2. Посмотри налево, направо и снова налево.
  3. Убедись, что машин нет или остановились.
  4. Будь особенно осторожен в темное время суток.


  • Скорость — не более 25 км/ч;
  • Используй защиту (шлем, наколенники, налокотники, световозвращающие элементы);
  • СИМ должено быть исправно и оборудовано согласно ПДД;
  • Двигайся по вело- и пешеходным дорожкам
  • Спешивайся для пересечения проезжей части по пешеходному переходу;
  • Включай фары в темное время суток, в плохую погоду и в тоннелях;
  • Уступай дорогу пешеходам, спешивайся в местах скопления людей;
  • Запрещено ехать по автомагистралям.
Правила безопасности при езде на СИМ (самокат, велосипед и др.)

Единственный в России и второй в мире музей, посвященный скульптору и философу Эрнсту Неизвестному, был открыт в Екатеринбурге
в 2013 году, при жизни Мастера. Музей хранит и представляет зрителям авторские подлинные работы Эрнста Неизвестного: скульптуры малых форм, графические листы, книжные иллюстрации и редкие биографические фотографии.

Пять залов экспозиции раскрывают посетителю философию и основные периоды творчества Эрнста Неизвестного. Вы увидите признанные шедевры скульптора: «Сердце Христа», «Кентавресса с ребенком», «Атомный взрыв», «Распятый гигант», «Орфей» и многие другие, а также макет монумента «Маска скорби: Европа и Азия», посвященного жертвам сталинских репрессий и открытого
в Екатеринбурге в 2017 году. С монументальными изваяниями Эрнста Неизвестного («Цветок лотоса» на Асуанской плотине, «Древо жизни» в московском торгово-пешеходном мосту «Багратион» и др.) знакомят мультимедийные изображения на видеостенах.

Эрнст Неизвестный родился и вырос в Свердловске, наш город с благодарностью хранит память о своем знаменитом земляке.
33. Музей Эрнста Неизвестного
!
!
!
!
!
Красная Линия привела нас на улицу Горького, бывшую 2-ю Береговую. Здесь в конце XIX века, вдоль восточного берега реки Исети строились купцы и зажиточные мещане. Начало улицы сохраняет колорит дореволюционного Екатеринбурга – здесь можно полюбоваться краснокирпичной кладкой старинных усадеб и доходных домов. Но есть здесь и одно здание промышленного назначения – Здание городской электростанции «Луч», архитектор Александр Семенович Чирковский.

Историю электрификации Екатеринбурга можно отсчитывать с 1885 года, когда в городе открылась первая контора «Товарищество П. Н. Яблочков и К° электрического освещения в России». Но тогда дальше открытия дело не пошло – как открылась, так и закрылась два года спустя, порадовав горожан разве что спецэффектами в местном кинотеатре. Настоящее электрическое освещение появилось на десять лет позже – с пуском первой городской электростанции, построенной товариществом «Елтышев и Компания». Электростанция тогда называлась Центральной, располагалась по адресу улица 2-я Береговая, 7 (ныне улица Горького, 43) и работала на дровах. В 1922 году,
в пятую годовщину Октября, Центральная электростанция получила наименование «Луч». Но уже в 1923 году была заложена электростанция на Большом Конном полуострове, мощностью почти в десять раз больше, чем «Луч». А когда в 1927 году была введена
в строй Свердловская ГЭС имени Рыкова, и электростанцию «Луч» закрыли как неэффективную.

Сегодня здание электростанции является объектом культурного наследия областного значения, архитектурно-историческим памятником Екатеринбурга.
28. Городская электростанция «Луч»
«Памятник Клавиатуре» можно считать первой в Екатеринбурге лэнд-арт скульптурой, ну и заодно самой большой компьютерной клавиатурой в мире: клавиши выполнены в масштабе 1:30, поэтому площадь бетонной клавиатуры составляет 4х16 метров, а клавиша «пробел» весит 0,5 тонны. Памятник был создан в 2005 году в качестве спецпроекта фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга»
по проекту Анатолия Вяткина и стал символом эпохи массовой компьютеризации. А ещё – напоминанием о том, что именно
в Екатеринбурге (Свердловске) в 1988 году была проведена первая всесоюзная олимпиада школьников по информатике. Наш город был выбран не случайно: в то время он был лучше других оснащен персональными компьютерами, и всех участников олимпиады можно было одновременно обеспечить однотипными машинами. Председателем жюри той первой олимпиады по информатике стал академик Николай Красовский – благодаря именно его усилиям многие школы города были компьютеризированы, также он был одним из инициаторов проведения олимпиад по новому предмету – информатике, которую в школах начали преподавать совсем недавно - с 1985 года.

Если бы у памятника клавиатуре была книга отзывов с автографами почётных гостей, то одним из первых там стоял бы автограф легенды мирового программирования Николауса Вирта. Изобретатель нескольких языков программирования (в том числе Паскаля), профессор Высшей Политехнической школы Цюриха приезжал в Екатеринбург в сентябре 2005 года в рамках лекционного турне по России и посетил памятник клавиатуре ещё на стадии монтажа.

Местные программисты, компьютерщики, системные администраторы ухаживают за клавиатурой, каждую весну здесь организуется традиционный субботник, во время которого волонтеры отмывают и заново окрашивают клавиши.
30. Памятник клавиатуре
Памятник группе «The Beatles» в Екатеринбурге был установлен 23 мая 2009 года по инициативе местного фан-клуба «The Urals Beatles Club», и является первым памятником, посвященным знаменитой ливерпульской четверке в России. Памятник решен в «уральском духе» - чугунные силуэты музыкантов на фоне кирпичной кладки выглядят весьма эффектно. Кирпичные стены рядом с монументом постоянно трансформируются – их облюбовали уличные художники, которые посвящают свое творчество уже не только знаменитым «битлам»,
но и другим рок-музыкантам.

Интересна история создания монумента. Несколько лет волонтеры согласовывали свою идею с администрацией города, а когда разрешение на постройку было получено, начался процесс сбора средств на реализацию проекта. Битломаны устраивали многодневные фестивали, марафоны, аукционы в поддержку своей идеи: кто-то делился деньгами, кто-то помогал со стройматериалами. Пожалуй, этот памятник можно считать одним из немногих по-настоящему народных памятников в Екатеринбурге, т.к. создан он на народные деньги
и пользуется искренней теплотой и добродушным отношением к нему екатеринбуржцев и гостей города.
29. Памятник группе «The Beatles»
По соседству с Памятником Клавиатуре стоит старинный Доходный дом купца Чувильдина, построенный в начале XX века в модном тогда «кирпичном» стиле. Восточным фасадом дом обращён на улицу Горького, западным - на реку Исеть. Дом поставлен лесенкой на крутом спуске
к Исети и имеет своеобразный скат кровли и фронтон. Это здание единственное в своем роде и подобных в Екатеринбурге больше нет. Из-за своей нестандартной архитектурной формы его называют в народе «Косым домом», а известные екатеринбургские художники, такие
как Виталий Волович или Алексей Рыжков не раз изображали его на своих картинах и рисунках. Косой дом и вправду косой – только
не наклонный, как Невьянская башня, а косой в плане: если смотреть на дом сверху, он выглядит не прямоугольником, а параллелограммом.
Ну а с тех пор, когда по соседству с домом появился теперь уже знаменитый памятник Клавиатуре, Дом Чувильдина нередко сравнивают
с огромным системным блоком, стоящим на берегу реки, которую местные айтишники в шутку именуют не Исеть, а «I-сеть».
31. Дом В.И. Чувильдина
В 2020г. на старинной краснокирпичной улице Горького неожиданно появилось суперсовременное здание Штаб-квартиры Русской Медной Компании в стиле хайтек, спроектированное знаменитым британским архитектурным бюро «Foster + Partners».
Как восклицательный знак в строке улицы это здание отличается от соседних малоэтажных особнячков и своей необычной стилистикой,
и высотой. Уже издалека это здание притягивает взгляд, когда «медные кристаллы» его фасада эффектно отражают солнечный свет.

У здания уже появились народные топонимы. «Башня Медного Короля» поднимается на высоту 87,5 метров, в здании 15 этажей.
На первом расположен большой холл, на двух последних —конференц-зал, кабинеты президента компании, председателя совета директоров и вице-президентов РМК.

Из-за необычного фасада здания, напоминающего кристаллическую решетку меди, горожане еще прозвали Штаб-квартиру РМК «Ананасом». Четырехгранные «кристаллы» фасада изготовлены из стекла и нержавеющей стали, окрашенной в цвет меди специальной краской. А наклон каждой грани выполнен таким образом, чтобы высокое летнее уральское солнце не слишком нагревало внутренние офисные помещения, а наоборот низкое зимнее солнце обеспечивало бы нагрев и освещение.

Штаб-квартиру РМК по праву можно считать одним из самых ярких и интересных современных архитектурных объектов Екатеринбурга.
32. Головной офис Русской медной компании
!
!
фффРегулируемый пешеходный переход

  • Оснащён пешеходным светофором (красный и зелёный сигналы);
  • Пешеходы обязаны следовать именно пешеходному светофору;
  • Если пешеходного светофора нет — ориентироваться аа на транспортный (красный, жёлтый, зелёный).

фффПравила перехода

  • Переходить дорогу только на зелёный сигнал;
  • На красный — категорически нельзя, даже если машин нет;
  • Зелёный — это разрешение, но не гарантия безопасности.
!
фффРегулируемый пешеходный переход

  • Оснащён пешеходным светофором (красный и зелёный сигналы);
  • Пешеходы обязаны следовать именно пешеходному светофору;
  • Если пешеходного светофора нет — ориентироваться аа на транспортный (красный, жёлтый, зелёный).

фффПравила перехода

  • Переходить дорогу только на зелёный сигнал;
  • На красный — категорически нельзя, даже если машин нет;
  • Зелёный — это разрешение, но не гарантия безопасности.
!
!
!
Двухэтажное здание бывшей «Американской гостиницы» - самой престижной в дореволюционном Екатеринбурге сразу приковывает взгляд своим изящным лепным декором и кованным балкончиком на углу. Здесь останавливались многие знаменитые путешественники, посещавшие наш город до революции. Весной 1890 года в гостинице несколько дней прожил Антон Павлович Чехов, во время своего знаменитого путешествия на Сахалин. Девять лет спустя после Чехова в «Американской гостинице» останавливался Дмитрий Иванович Менделеев, командированный из родного Тобольска. Гостиницу он выбрал по удобному местоположения и наличию телефона,
а Екатеринбургом остался вполне доволен. Принадлежала «Американская гостиница» купцу Павлу Холкину, после его смерти в 1909 году перешла наследникам, которые её переименовали. Так что Константин Бальмонт, приехавший в Екатеринбург в 1915 году, останавливался уже в «Американских номерах» - с этим названием гостиница и запомнилась.

В настоящее время в здании бывшей гостиницы располагается одно из самых заслуженных учебных заведений Екатеринбурга – Свердловское художественное училище имени Шадра. Училище было создано в 1902 году как художественно-промышленная школа,
в числе первых преподавателей школы был скульптор Степан Эрьзя, а в числе первых выпускников – уроженец города Шадринска Иван Дмитриевич Иванов, более известный как Иван Шадр – автор знаменитой советской «Девушки с веслом», а также скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата». Имя Ивана Шадра училище носит с 1987 года.

В 2008 году на перекрёсте проспекта Ленина и улицы Мичурина была установлена бронзовая скульптурная группа «Горожане. Разговор», изображающая трёх знаменитых уральских художников Мишу Брусиловского, Виталия Воловича и Германа Метелёва – двое последних – выпускники Свердловского художественного училища.
27. «Американская» гостиница
фффРегулируемый пешеходный переход

  • Оснащён пешеходным светофором (красный и зелёный сигналы);
  • Пешеходы обязаны следовать именно пешеходному светофору;
  • Если пешеходного светофора нет — ориентироваться аа на транспортный (красный, жёлтый, зелёный).

фффПравила перехода

  • Переходить дорогу только на зелёный сигнал;
  • На красный — категорически нельзя, даже если машин нет;
  • Зелёный — это разрешение, но не гарантия безопасности.
Высоцкий - это первый небоскреб построенный в Екатеринбурге, символ амбиций и притязаний города. Вместе с башней "Исеть", находящейся
в Екатеринбург-сити, эти два небоскреба являются самыми высокими зданиями России к востоку от Москвы. Строительство Высоцкого осуществлялось в 2006–2011 гг. Высота здания — 188,3 м, количество этажей — 54.

На самом верху здания расположен круглогодичный плавательный бассейн. На 52-м этаже, на высоте 186 м., находится открытая смотровая площадка с прекрасным круговым видом на город.

Помимо этого, в небоскребе Высоцкий разместились рестораны, отель и офисы успешных уральских компаний.

В Свердловске Владимир Высоцкий был всего два раза, но наш город ему не понравился. Вот лишь несколько его высказываний: «стронций выпадает в виде снега, люди мрут, как в Швеции», «город такой — тусклый», «кто может жить — здесь — тот ежеминутно совершает подвиг».
Вряд ли Высоцкий предполагал, что в этом городе в его честь будет назван первый небоскреб, на нижних этажах которого также будет открыт замечательный «Музей В. Высоцкого», где представлены личные вещи поэта и даже легендарный Mercedes 350 W 116, на котором Высоцкий когда-то гонял по Москве.
26. Небоскреб Высоцкий и музей В. Высоцкого
фффРегулируемый пешеходный переход

  • Оснащён пешеходным светофором (красный и зелёный сигналы);
  • Пешеходы обязаны следовать именно пешеходному светофору;
  • Если пешеходного светофора нет — ориентироваться ааа на транспортный (красный, жёлтый, зелёный).

фффПравила перехода

  • Переходить дорогу только на зелёный сигнал;
  • На красный — категорически нельзя, даже если машин нет;
  • Зелёный — это разрешение, но не гарантия безопасности.
!
фффРегулируемый пешеходный переход

  • Оснащён пешеходным светофором (красный и зелёный сигналы);
  • Пешеходы обязаны следовать именно пешеходному светофору;
  • Если пешеходного светофора нет — ориентироваться ааа на транспортный (красный, жёлтый, зелёный).

фффПравила перехода

  • Переходить дорогу только на зелёный сигнал;
  • На красный — категорически нельзя, даже если машин а нет;
  • Зелёный — это разрешение, но не гарантия безопасности.
!
!
!
фффРегулируемый пешеходный переход

  • Оснащён пешеходным светофором (красный и зелёный сигналы);
  • Пешеходы обязаны следовать именно пешеходному светофору;
  • Если пешеходного светофора нет — ориентироваться ааа на транспортный (красный, жёлтый, зелёный).

фффПравила перехода

  • Переходить дорогу только на зелёный сигнал;
  • На красный — категорически нельзя, даже если машин
  • нет;
  • Зелёный — это разрешение, но не гарантия безопасности.
!
!
!
!
Безопасное движение пешеходов на территории
парковочного пространства

Пешеходам необходимо быть предельно внимательными
и учитывать то, что водитель может вас не заметить.
Родителям необходимо сопровождать своих детей
при передвижении по территории парковок. А в условиях недостаточной видимости и в темное время суток, использовать световозвращающие элементы на своей одежде.
«Дом Печати» — это огромное конструктивистское здание, протянувшееся почти на целый квартал вдоль главной улицы города, построенное в 1929-1931гг. по проекту архитектора Георгия Александровича Голубева. Своим главным, округлым входом «Дом Печати» смотрит на Площадь Парижской Коммуны – бывшую Дровяную. В конце 1920-х годов в этой части города началось масштабное строительство как административных зданий, так и новых жилых кварталов. Здесь формировался новый центр советского Свердловска. «Дом Печати» был построен одним из первых, его гигантский объем и геометрия задают масштаб
и направление для всей площади и восточной части проспекта Ленина. Огромные, сплошные ленточные окна, растянувшиеся горизонтальными рядами вдоль фасада здания, подчеркивали функциональное назначение «Дома Печати». Первые три этажа предназначались для типографии «Уральский рабочий», четвертый - под издательства крупнейших местных газет «Уральский рабочий» и «На смену!». «Дом Печати» возводился с помощью инновационных по тем временам технологий – на железобетонном каркасе, что и позволило украсить фасад сплошным горизонтальным ленточным остеклением, похожим на отпечатанные газетные строки.

В1941 году в Доме Печати был организован Литературный центр Союза писателей на Урале, объединивший эвакуированных литераторов. Здесь под руководством Льва Кассиля и Павла Бажова трудились Агния Барто, Евгений Пермяк, Алексей Новиков-Прибой, Ольга Форш и многие другие. В ноябре 1942 года из типографии вышла книга «Говорит Урал», собравшая под своей обложкой лучшие работы Литературного центра.

В настоящее время и типография, и редакции газет покинули помещение Дома Печати. Сейчас здесь множество ресторанов
и баров.
22. Типография «Уральский рабочий» («Дом печати»)
В конце XIX – начале XX века на месте нынешней Площади Парижской Коммуны располагалась Дровяная площадь — торговое место
с деревянной застройкой и улицей Водочной, где находились питейные заведения и заводы. Ситуация изменилась в 1912 году, когда здесь построили Новый городской театр.
После революции площадь переименовали, в 1927 году здесь установили памятник Я.М. Свердлову, а в 1930-е началось масштабное строительство административного центра «Большого Свердловска». Планировались грандиозные проекты, включая Синтетический театр и дирижабельную башню над Домом Промышленности, но они так и не были реализованы. Однако построенные объекты — Дом Печати, комплекс «квадрагон» и Городок чекистов — стали символами конструктивизма.

Северную часть площади занимает здание Уральского госуниверситета (ныне УрФУ им. Б.Н. Ельцина), построенное в 1954 году в стиле неоклассики. Здесь учились известные писатели и поэты, и до сих пор это — один из ключевых центров гуманитарного образования Екатеринбурга.
23. Площадь Парижской коммуны
Несмотря на значительный срок, прошедший после смерти Владимира Высоцкого, его популярность и по сей день остается феноменальной.
В Екатеринбурге его имя носят улица и небоскрёб, есть замечательный музей Высоцкого, а Красная Линия привела нас к памятнику Владимиру Высоцкому и Марине Влади. Место для памятника выбрали рядом с гостиницей «Большой Урал», в которой Высоцкий останавливался во время гастролей в 1962 году.

Возведение памятника в 2006 году было приурочено к 25 января — дню рождения Высоцкого. А идея памятника и образ Владимира Высоцкого, исполняющего на гитаре песню Марине Влади, изначально согласовывалась с сыном барда Никитой Высоцким. Памятник отлит из бронзы, фигуры выглядят естественно, так как их пропорции соответствуют человеческим. Возможно, это и делает его одним из самых романтичных
и наиболее часто фотографируемых памятников Екатеринбурга.
25. Памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади
Здание Нового городского театра для оперных постановок было построено в Екатеринбурге в 1910 году на Дровяной площади, где прежде не только торговали дровами, но и устраивали цирковые представления. Проект здания театра в стилистике модного тогда модерна, был разработан инженером Владимиром Семеновым и имел романтичное название «Светлана». Выбирали проект по итогам всероссийского архитектурного конкурса, однако при его доработке «на местности» архитектурная комиссия под руководством Константина Бабыкина внесла ряд изменений, в результате которых фасад театра приобрел необарочные декоративные элементы,
а в высшей его точке появились фигуры трех муз искусства: одна муза с нотной книгой, другая с лирой, а по центру – муза с горящим факелом вдохновения в поднятой руке.

Свой первый сезон театр открыл в октябре 1912 года оперой Глинки «Жизнь за царя». А через пять лет, 26 октября 1917 года, со сцены театра Екатеринбургский Совет рабочих и солдатских депутатов объявил об установлении в стране новой, советской власти.

В советское время богатые традиции антреприз, гастрольных трупп и городских музыкальных кружков помогли театру обрести уверенность и громкое имя. Его называли «лабораторией советской оперы», и нередко в афише появлялся гриф «Право первой постановки принадлежит театру». Во времена СССР здесь работали выдающиеся мастера — Иван Козловский, Сергей Лемешев, Борис Штоколов и другие. В 1966 году театр получил звание «академический» - в Екатеринбурге это почётное звание есть ещё у двух театров: Драмы и Музыкальной комедии. В 2018 году театр провел ребрендинг, взяв новое имя «Урал Опера Балет».
24. Театр Оперы и балета
Авторы:
Художник-дизайнер:
Ипатова Дарья

Руководитель:
Шмакова Лариса Евгеньевна, к.п.н, доцент
ФГАОУ ВО РГППУ

Рецензент:
Кравченко Галина Владимировна, начальник
отделения пропаганды безопасности
дорожного движения УГИБДД ГУ МВД
России по Свердловской области